Конфуцианские притчи

Чертовка 14 июля 2013

С кем вести войска?

Конфуций сказал Янь Хою:
— Когда используют, то действуем, а отвергают, то скрываемся — так поступаем только мы с тобой.
Цзы-Лу спросил:
— А с кем бы вы, учитель, были, когда б вели войска?
Конфуций ответил:
— Не с тем, кто может броситься на тигра с голыми руками иль кинуться в реку, не дожидаясь лодки, и умереть без сожаленья. Но непременно — с тем, кто, приступая к делу, полон осторожности и со своей любовью к составлению планов добивается успеха.
ПчЁлка 10 июля 2013

Кто был человечным?

Цзычжан спросил:
— Что был за человек министр Цзывэнь: он трижды поступал на должность, не выражая радости, и трижды уходил с неё, не проявляя огорчения, и непременно сообщал о сделанном на службе новому министру?
Конфуций ответил:
— Это был честный человек.
— А был ли человечен он?
— Не знаю; как он мог быть человечным?
— А что за человек Чэнь Просвещённый? Он был владельцем десяти четвёрок лошадей, но бросил их, бежал, когда Цуй убил государя Ци; придя в другой удел, сказал: «Походят здесь на нашего вельможу Цуя», — и бежал оттуда. Придя ещё весь текст→
Зайка 5 июля 2013

Оценённые способности

Когда Цзылу, Цзэн Си, Жань Ю и Гунси Хуа сидели подле Конфуция, он им сказал:
— Забудьте, что я вас немного старше. Вот вы всё время жалуетесь: «Нас не ценят». А если бы нашёлся кто-нибудь и оценил ваши способности, то как бы вы это использовали?
Первым поспешил ответить Цзылу:
— Если бы я управлял владением, способным выставить тысячу боевых повозок, то, пусть бы оно даже было сжато между большими царствами, страдало бы от вражеских нашествий и испытывало тяжкий голод, в нём за три года все прониклись бы отвагой и сознанием долга.
Учитель на это усмехнулся и весь текст→
leno4ka 5 июля 2013

Что можно называть разумным?

Цзычжан спросил о том, что можно считать разумным. Конфуций ответил:
— Когда ни изощрённой клевете, ни пылкой жалобе не удаётся возыметь воздействие, то это можно называть разумным. Когда ни изощрённой клевете, ни пылкой жалобе не удаётся возыметь воздействие, то это можно называться дальновидным.
ПчЁлка 27 июня 2013

Недостаток

Князь Скорбной Памяти спросил Ю Жо:
— Как быть? Нынешний год неурожайный, и на покрытие расходов не хватает средств.
Ю Жо ответил:
— А почему бы не взимать налог в размере лишь одной десятой части?
— Я сейчас взимаю две десятых, и мне их не хватает. Как же я обойдусь одной десятой? — возразил князь.
Ю Жо сказал:
— Как может Вам недоставать, когда будет хватать народу? Как может Вам хватать, когда народу не хватает?
Anna 26 июня 2013

Разговор о Песнях

Цзы-Гун спросил:
— Как вы оцениваете тот случай, когда человек в бедности не пресмыкается, а разбогатев, не зазнаётся?
Конфуций ответил:
— Это неплохо, но не сравнится с тем, когда человек в бедности испытывает радость, а разбогатев, питает склонность к ритуалу.
Цзы-Гун снова спросил:
— В Песнях есть строчки: «Он словно выточен, гранён, шлифован и отполирован». Вы не об этом ли говорили?
— Да, Цы, — ответил Учитель, — отныне с тобой можно говорить о Песнях: тебе скажешь что-либо, а ты уже знаешь, что за этим следует.
СнеЖка 24 июня 2013

Четыре ученика Конфуция

Однажды Пу Шан сказал Конфуцию:
— Что ты за мудрец такой, если говоришь, что Ень Хуэй превосходит тебя в целеустремлённости, Туань-му более ясно выражает свои мысли, Чан Ю храбрее тебя, а Чань-сунь достойнее тебя?
Стремясь получить ответ на свой вопрос, Пу Шан придвинулся к краю циновки и чуть не свалился с неё.
— Если это действительно так, то почему эти четверо состоят у тебя в учениках?
Конфуций ответил:
— Стой там, где стоишь, и я отвечу тебе. Ен Хуэй знает, как быть целеустремлённым, но не знает, как быть гибким. Туань-му умеет ясно выражать мысли, но весь текст→
Afrodita 14 июня 2013

Девять испытаний

Конфуций сказал:
— Проникнуть в сердце человека труднее, чем пробраться в горное ущелье. Легче познать Небо, чем сердце человека.
Небо установило весну и осень, лето и зиму, день и ночь. У человека же лицо непроницаемо, чувства глубоко скрыты. Бывает, что человек с виду добр, а по натуре жаден; по виду способный, а на деле никчёмный; по виду деловит, а в душе празден; внешне мягок, а внутри груб. Вот почему получается так, что человек то стремится к добродетели, как умирающий от жажды — к воде, то бежит от неё, как от лесного пожара.
Вот почему мудрый правитель посылает весь текст→
Катерина 11 июня 2013

Человечность или глупость

Цзай Во спросил:
— Пусть бы тому, кто человечен, сообщили, что кто-то из людей, известных своей человечностью, упал в колодец, то он бы бросился за ним?
Конфуций ответил:
— Зачем ему так поступать? Ведь благородный муж готов идти на смерть, но он не может гибнуть безрассудно; его способны обмануть, но сделать из него глупца нельзя.
МиЛеди 10 июня 2013

Вслед ветру склоняется трава

Благодетельный из Младших, беседуя с Конфуцием об управлении государством, спросил:
— Что если казнить беспутных ради сближения с теми, у кого есть путь?
Конфуций ответил:
— В Ваших руках бразды правления, зачем же Вам казнить? Вам стоит лишь увлечься самому хорошему делами, и весь народ тотчас же устремиться ко всему хорошему. У благородного мужа добродетель — ветер, у малых же людей она — трава; склоняется трава вслед ветру.
Мотылек 8 июня 2013

Будьте скромны в желаниях

Благодетельный из Младших был обеспокоен воровством и спросил совета у Конфуция.
Конфуций ответил:
— Коль сами будете скромны в желаниях, не согласятся воровать и за награду.
Drago 6 июня 2013

Когда руководишь, забудь об отдыхе

Цзычжан спросил о том, в чём состоит управление государством. Конфуций ответил:
— Когда руководишь, забудь об отдыхе. А выполняя поручение, будь честен.
Рассказать друзьям